Сага № 16 или профессиональная литература аспирантуры. 80-е, 90-е и #нулевые

Продолжаю про профессиональную литературу для нас, работников аспирантур. Те издания, про которые я буду писать ниже, уже история. Но, когда из небытия появляется странник с кандидатским экзаменом, года сдачи 1988 или 1990, она может пригодиться.

В 1988 году в свет вышло научное издание “Законодательство о труде научных работников“. Книга посвящена особенностям правового регулирования труда научных работников. Обобщены действующее законодательство и практика его применения по вопросам подготовки и повышения квалификации научных кадров, присуждения ученых степеней, приема и увольнения работников науки, аттестации, новый порядок оплаты труда. Рассматриваются вопросы перевода научных организаций на полный хозрасчет и самофинансирование. Для научных работников, руководителей научных учреждений, работников отделов кадров и юридических служб.

Вообщем-то это такой бумажный справочник обо всем, что связано с деятельностью научных работников. В условиях минимума информации, это и подобное ему, издания были верными спутниками научных работников. Обращает на себя внимание тираж – 55 000 экземпляров. Мой – не открытый ни разу, кроме меня, конечно).

В содержании:
Единство и дифференциация законодательства о труде
Подготовка научных кадров. Присуждение ученых степенней и присвоение ученых званий
Особенности приема и увольнения научных работников
Некоторые особенности регулирования условий труда научных работников
Заработная плата научных работников
Пенсионное обеспечение работников науки

В разделе “Подготовка научных кадров” изложен общий порядок поступления в аспирантуру, докторантуру, прием в соискатели и стажеры-исследователи, перевод на должности для подготовки диссертаций. Фактически это изложение нормативных актов вместе с инструктивными материалами.

Приведу такую цитату: “Общая нагрузка по руководству аспирантами и соискателями не должна превышать 350 часов в год для доктора наук, профессора и 175 часов для кандидата.”

А все почему? Из-за ставок. Доктор, профессор, закрывал часами за научное руководство до половины ставки, а кандидат почти четверть. Правда, кандидату нужно было пройти сито Ученого совета.

Интересны, приведенные в книге, масштабы стипендиального обеспечения в 1987-1988 годах. Аспиранты с практическим стажем до 2-х лет получали на первом году 110 рублей, на втором и третьем – 120 рублей. Со стажем свыше 3-х лет – соответственно на 1-м, 2-м, 3-м – 130, 140, 150 рублей, имеющие среднюю зарплату 150 рублей и выше – 150 рублей во все годы обучения. Для справки: разнорабочий получал 80-90 рублей, инженер – 120 рублей.

Книга интересна ретроспективой нашего дела в кратком виде.

Петренко Л.Ф. Законодательство о труде научных работников.-М.: Наука, 1988. - 223 с.

На излете распада СССР уже не было ни Министерства (был Госкомитет) ни понимания дальнейшего пути (была перестройка). Но ученые работали, диссертации защищались, что-то делалось чуть глядя назад, как-будто ожидая, что как-то все нормализуется. Вышедшая в свет монография Георгия Анатольевича Лахтина “Организация советской науки: история и современность” является анализом пройдённого пути. Как говорят, без знания прошлого не возможно создать будущее, и эта книга, как раз краткое, но емкое изложение развития науки как отрасли народного хозяйства, о том как она управлялась на протяжении почти века СССР.

Монография освещает сложный путь, который прошла организация советской науки за 70 лет. В монографии показано, как выросла и сформировалась огромная многоплановая научная система, как выделялись и формировались ее секторы – академический, вузовский, отраслевой, заводской, создавался научный потенциал, как умножались и становились разнообразными научно-производственные связи. Читатель узнает, как и почему обретали новые формы планирование и финансирование науки, способы оценки деятельности, оплата труда. Анализ пройденного пути позволяет раскрыть основные противоречия, движущие организационное развитие науки, и служит предпосылкой понимания перестроечных процессов, развертывающихся в ее сфере. Для широкого круга научных работников, преподавателей и студентов вузов.

В содержании:
Наука как развивающая система
Развитие основных секторов науки (академическая, вузовская, заводская, отраслевая)
Формирование и развитие научного потенциала
Эволюция методов и функций управления в сфере науки
Наука и производство

Как чувствовал автор: “На нынешней стадии перед кадровой политикой встает новая задача – предотвратить “дрейф мозгов“. … Потери “серого вещества” превратятся в страшное бедствие“. И еще: “Организационные усилия все более направляются на поиск интенсифицирующих мер, позволяющих повысить научную результативность, заменить количественное развитие качественным.” Эх! Никто так и не отменил “количество окон на солнечной стороне…”

Очень рекомендую ознакомится с монографией. Многие вопросы снимутся. Об авторе: Лахтин Георгий Анатольевич – доктор экономических наук (1971), главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. Ранее специализировался на химической и атомной промышленности. Автор и соавтор ряда книг: «Тактика науки», «Организация советской науки: история и современность», «Наука в обновленной стране» и др.

Г.А. Лахтин. Организация советской науки: история и современность.-М.: Наука, 1990.-224 с.

На очереди издание “Высшая школа: правовые вопросы” в формате “Вопрос-Ответ”. Как пишут авторы, выходу этого издания предваряет “Справочник по правовым вопросам высшей школы” 1980 года (авторы Войленко Е. И., Гехман В. Л., Рубцов А. В.). А до этого издания, было издание 1969 года. Издания по правовой грамотности в сфере образования, вышедшие в этой союзной республика отличались от остальных. Чем примечателен этот справочник: он освещает вопросы высшей школы со стороны студенчества, так и вопросы регулирования подготовки преподавательских и научных кадров для вузов и организацию научно-исследовательской работы в вузах.

В содержании: Прием в вузы; Обучение и материальное обеспечение студентов вузов; Распределение и использование в народном хозяйстве выпускников вузов; Подготовка и повышение квалификации научно-педагогических кадров; Регулирование труда преподавателей и научных работников вузов; Научно-исследовательская работа в вузах. Материалы справочника даны на 1 января 1990 года.

Процитирую: должностные оклады руководящих работников вузов (постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13.03.1987 № 329. Заведующий докторантурой и аспирантурой при количестве контингента от 50 до 100 чел. – 200 рублей, от 101 до 200 чел. – 220 рублей, свыше 200 – 240 рублей. У доцента был больше оклад.

Высшая школа: правовые вопросы : Справочник / В. Л. Гейхман, Т. П. Митиль; Под ред. В. А. Северцева. - К : Лебедь, 1990. - 365 с.

Первая из двух монографий “Для будущего России“, из под пера Владимира Семеновича Соболева об истории Академии Наук в годы смены века и первые двадцать лет молодой страны – Советской России. Интересный с исторической точки период, после которого, можно сказать, началось развитие советской науки как отрасли народного хозяйства, в том виде, который мы знаем.

Монография является первой в отечественной истории науки попыткой комплексного, углубленного исследования истории Академии наук в переломную эпоху развития России. В ней отражена деятельность Академии наук по развитию просвещенческих традиций, сохранению памятников истории и культуры, руководству и участию в краеведческом движении, организации издательского дела и др. Большое внимание уделено изучению взаимоотношений Академии с государственной властью, так как это во многом определяло результаты всей ее деятельности. В книге показана роль старейших академических учреждений и целого ряда ярких представителей академической науки.

Рекомендую ознакомится для полноты картины понимания нашего дела.

Соболев В.С. Для будущего России : Деятельность Академии наук по сохранению национального культурного и научного наследия, 1890-1930 гг.-СПб.: Наука, 1999.-192 с.

Вторая монография “Создание и деятельность комиссии по изучению естественных производительных сил России“, вышла в свет в 1999 году. КЕПС интереснейшая институция, созданная в Первую мировую войну, продолжившая работу в первые годы молодой Советской республики. В задачи КЕПС входило понять и узнать, какое сырье и в каком объеме и где есть в Империи. Для этого поручалось проводить экспедиции, изыскания, а для закрепления – издавать труды. Необходимость “знать, где сидит фазан” свести распределенные данные в точность и послужила созданию КЕПС. Те же самые решения должны были послужить молодой республике, поэтому и в раннесоветские годы КЕПС также работала. В эти годы, кроме обычных дел, были открыты два научных института, физико-химического анализа и по изучению платины и других благородных металлов, начались исследования территорий и их полезных ископаемых, создание научной инфраструктуры и участие в работе над планами ГОЭРЛО и 1-й пятилетки.

Монография посвящена истории Комиссии по Изучению естественных производительных сил России. В ней раскрывается роль Комиссии в укреплении обороны Отечества в период первой мировой войны, в исследовании и освоении минерально-сырьевых ресурсов страны и создании новых научных учреждений в 20-е гг. XX века. Освещается значение деятельности председателя Комиссии академика В. И. Вернадского и других ученых. Показан огромный ущерб, нанесенный науке репрессиями в 20-х-начале 30-х гг. XX века. Монография опирается на обширную базу источников. Книга рассчитана на историков, преподавателей, студентов вузов и всех интересующихся историей науки.

Собственно, с КЕПС началось строительство научной сети, которая впоследствии разделилась на отраслевую, вузовскую, сеть НИИ, заводскую, а через некоторое время, уже традиционной для нас системой Академии Наук и системой высшего образования. Рекомендую прочитать!

Кольцов А.В. Создание и деятельность комиссии по изучению естественных производительных сил России. 1915-1930 гг.-СПб.: Наука, 1999. - 181 с.

До начала моей работы в отделе аспирантуры 6 лет. Конечно же я о такой работе не мечтал, не думал и не знал. Еще более удивительно, что ей не учат, вообще и никак. И когда я начинал, справочники были настольной книгой. В 1998 году введен в действие 814-й приказ. С него началась карусель. Как, куда, зачем, почему, сколько – вопросов вал, ответов – нет. С 2000-х в Учебном центре подготовки руководителей (УПЦР, г. Пушкин) стали проводиться семинары для заведующих аспирантур. Наша Мекка. И ответы на вопросы стали первыми справочниками в работе по 814-му. А “Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере послевузовского профессионального образования“, вышедший в свет в 2001 году, стал бумажным “Консультантом”.

В его содержании федеральное, отраслевое законодательство, инструктивные письма, формы документов. Среди авторов одна фамилия, вспоминая которую, мы пускаем слезу – Мосичева Ирина Аркадиевна. Истинный радетель за свое дело. Её семинары – настоящая профессиональная школа. Никто не знал, что такая закрученная история случится с аспирантурой и этот сборник был призван снять основные сложности. Но! Тут случился Болонский процесс и переход на компетенции, и смысла переиздавать сборник не было.

Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере послевузовского профессионального образования.-М.: Гос. акад. инноваций, 2001.-553 с.

Еще один справочник “Подготовка кадров высшей квалификации в системе послевузовского профессионального образования: вопросы и ответы” появился в 2009 году, благодаря СПбАППО. Он составлен по вопросам поступающих в и обучающихся СПбАППО, научных руководителей и по ответам экспертов на вопросы участников семинара, прошедшего в УПЦР в 2008. Большинство ответов даны И.А. Мосичевой и И.Д. Лобановой.

Автор пишет: Количество вопросов по подготовке кадров высшей квалификации, как показывает практика, резко растет, причем не только у соискателей ученых степеней, но и у тех, кто … управляет процессом на уровне вуза. Поскольку поиск ответов на вопросы требует больших временных затрат и они “рассыпаны” в многочисленных источниках …, то возникла насущная потребность в их сборе и систематизации.

Бакушина А.Н. (авт.-сост.). Подготовка кадров высшей квалификации в системе послевузовского профессионального образования: вопросы и ответы : справочно-методическое пособие.-СПб. : СПбАППО, 2009. - 75 с.

В следующем году, в 2010-м, на семинаре в УПЦР нам предлагают методическое пособие “Организация работы отдела докторантуры и аспирантуры“, построенное как и предыдущее на вопросах-ответах, данных на семинарах в 2007-2009 годах. Мы уже понимали, что такие справочники долго не живут из-за стремительного круговорота нормативных актов и планирующегося принятия нового закона об образовании, что можно работать не как все и “усредненные” рекомендации никому не нужны и он стал последним, изданным на эту тему.

Мосичева И.А., Мудрова Е.Б. Организация работы отдела докторантуры и аспирантуры : мет. пособ.- СПб : Изд-во СПбГПУ, 2010. - 156 с.

© Минаков Л.М. © Все права защищены. Этот материал – авторская точка зрения. Дата публикации 21-27.03.2023

Монография “Российская общественно-государственная система аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации” вышла в 2005 году. Её автор – Виктор Гаврилович Выскуб, экс-руководитель Департамента государственной аттестации научных и научно-педагогических работников Минобразования России.

“Изложены история возникновения и современное состояние российской системы аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Обобщен накопленный опыт, показана роль аттестации в формировании кадрового потенциала научных и образовательных учреждений, научно-производственных организаций страны. Значительное внимание уделено действующей нормативной базе присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий. Освещены вопросы информационного обеспечения сферы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров. Предложен комментарий отдельных положений и процедур правового, организационного и методического характера. Дан анализ перспектив развития системы аттестации с учетом административной реформы и задач интеграции науки и образования, перехода экономики на инновационный путь развития.”

Монография описательно-коментаторного типа с некоторыми статистическими выкладками, для общего ознакомления можно прочитать.

Выскуб В.Г. Российская общественно-государственная система аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.-М. : Логос, 2005.-256 с.

Ранее в саге: