Сага № 13 или профессиональная литература

Во времена, когда глагола “загуглить” еще не было, в каждой отрасли важной составляющей была профессиональная литература – справочники, пособия, рекомендации. Другой составляющей были монографии и периодические научные публикации на отраслевую тематику. Сегодня, чтобы понять как и почему развивалась та или иная отрасль, нужно возвернуться к истокам. Эта литература и есть тот самый исток. Её условно можно разделить на следующие виды:

1) Сборники нормативных актов.
2) Монографии.
–по вопросам подготовки научно-педагогических и научных кадров;
–по соблюдению прав научных работников.
3) Справочники:
–для поступающих в аспирантуру;
–для научных работников.
4) Периодические издания.

Что-то из изданного по аспирантуре, как отрасли науки и образования, есть в моей библиотеке. Сейчас расскажу!

Первое издание по вопросам правового положения научных работников РСФСР (и аспирантов в частности), вышло в свет в 1928 году с названием “Правовое положение научных работников“. Его автор, юрист Ананов Иосиф Николаевич (1896-1960). Это издание есть в открытом доступе, например, здесь.

Из предисловия к брошюре: “Мысль представить в связном изложении все постановления государственных органов и профессиональных организаций о правовом положении научных работников следует признать весьма удачной и полезной.
Постановления эти накапливались в течение ряда лет и представляют собою к настоящему времени довольно солидный по объёму материал. Материал этот, разбросанный в «Собрании Узаконений», «Еженедельнике Наркомпроса» и других органах трудно обозреваем и мало доступен. Живое изложение его с ссылками на источники, несомненно, будет способствовать его популяризации.
Эта популяризация тем более необходима, что хорошее знакомство с законодательством о научных работниках, к сожалению, до последнего времени составляет удел лишь актива секции научных работников, масса же, как свидетельствует практика, не всегда осведомлена об этом законодательстве.
Знакомство с постановлениями и инструкциями, определяющими правовое положение научных работников, входит в задачи , профессионального просвещения этого важного отряда профсоюзной массы. Между тем, нечего греха таить, в отношении профессионального просвещения массы научных работников предстоит еще много поработать.
Таким образом брошюра И. Н. Ананова служит, между прочим, и целям профессионального просвещения научных работников по линии весьма важного, в современных условиях, раздела этого просвещения.// Иван Капитонович Луппол (1896-1943). Один из авторов концепции диалектического материализма, лёгшей в основу советской школы истории философии. С 1929 по 1933 годах руководил Главнаукой (с 1930 – сектор науки Наркомпроса РСФСР), органом по управлению наукой и подготовкой научных кадров.

Автор приводит “в живом изложении материал, касающийся правового положения научных работников”, по главам: Научные работники и их организация; Учено-учебная служба научных работников; Условия труда научных работников; Обеспечение научных работников; Льготы научным работникам и меры по улучшению их быта; Приложение: Хронологический указатель важнейших законодательных актов, упомянутых в тексте.

Ананов И.Н. Правовое положение научных работников.-Москва : Вопросы труда, 1928.-58 с.

Самое первое из сборников нормативных актов (хотя и называется справочником) издание “Аспирантура высших учебных заведений СССР” за 1949 год.

В предисловии министр высшего образования СССР С. Кафтанов пишет:

“До настоящего времени еще ни разу не были изданы в систематизированном виде руководящие материалы, касающиеся организационных, учебно-методических, правовых и других вопросов подготовки научных работников через аспирантуру. В целях восполнения этого пробела Министерство высшего образования СССР решило издать настоящий сборник… .”

Что внутри? План приема по министерствам союзных республик, статистика по вузам, имеющих аспирантуру, нормативные акты, программы по дисциплинам, список вузов, ведущих подготовку аспирантов, распределение аспирантских специальностей по вузам, перечень специальных дисциплин для сдачи кандидатских испытаний (ох, как нам такого перечня не хватает), вузы имеющие право приема диссертаций (по наукам, республикам).

Процитирую один из пунктов приказа ВКВШ 1944 года из этого справочника:

“Учебная подготовка аспирантов”: “10. Рекомендовать кафедрам проводить, как форму контроля, еженедельную беседу научного руководителя с аспирантами, представление аспирантами рефератов на заданную руководителем тему… с обсуждением их в семинаре аспирантов или в заседаниях кафедр, а также обсуждение на кафедрах докладов аспирантов о разделам их диссертации”.

А что этот пункт значит? Только одно – это самая настоящая промежуточная аттестация.

Аспирантура высших учебных заведений СССР: (По данным на 1-е июля 1948 г.) : [Справочник] / МВО СССР.- Москва : изд-во и тип. изд-ва “Сов. наука”, 1949.- 276 с.

Академия наук не уступала вузовской системе и так же издавала справочные пособия по вопросам подготовки научно-педагогических кадров. Среди них, в моей библиотеке есть справочник по законодательству “Правовое положение научных работников”, изданный Академией наук союзной республики в 1950 году. Законодательный материал включен по октябрь 1949 года.

Справочник содержит законодательные акты СССР, РСФСР, УССР, постановления, инструкции определяющие правовое положение научных работников. Кроме вопросов подготовки научных кадров, справочник содержит источниковую базу по трудовому положению научных работников, авторскому и патентному праву, социально-пенсионным вопросам.

Бурштейн И.М., Гейфман Л.В. Правовое положение научных работников : Справочник по законодательству СССР, РСФСР и УССР.-АН УССР.- Киев : Изд. и тип. Изд-ва АН УССР, 1950. – 411 с.

Другой справочник, не менее известный и может быть, самый тиражируемый, относится к 1957 году, под названием “Высшая школа: сборник основных постановлений, приказов и инструкций“.

В сборнике систематизированы важнейшие руководящие материалы, определяющие систему и организацию высшего образования в СССР. Этот сборник переходил от одного заведующего аспирантурой к другому. Мой экземпляр изобилует пометками и подчеркиваниями/зачеркиваниями, говоря о том, что сборник пользовался особой популярностью. Он хранился в сейфе, потому что количество экземпляров на вуз было небольшим и заведующие кафедрой желали его иметь у себя на столе. Но нет, это был наш экземпляр. Собранные в издании нормативные акты и методические материалы начинаются с 1938 года. Сборник выдержал три издания (1957, 1965, 1977).

Процитирую один документ 1949 года:

“В связи с запросами с мест Министерство высшего образования разъясняет, что расходы, связанные с подготовкой аспирантов к защите, в частности перепечатка диссертаций на машинке, переплет, размножение авторефератов, должно производиться институтами за счет своей сметы. Если диссертационные работы включены в план научно-исследовательских работ кафедр института, расходы должны производиться за счет ассигнований по статье “Научно-исследовательская работа кафедр” и в остальных случаях за счет статьи “Учебные расходы”.

Высшая школа : Основные постановления, приказы и инструкции / Под ред. Л.И. Карпова и В.А. Северцева ; М-во высш. образования СССР. – Москва : Сов. наука, 1957. – 656 с.

Первая монография, посвященная вопросам истории подготовки кадров в системе высшего образования и подготовки научных кадров, вышла в 1958 году. Ее автор К.Т. Галкин, пожалуй, первый исследователь этой темы. Озаглавлена монография так – “Высшее образование и подготовка научных кадров в СССР” за 1958 год.

Работа состоит из двух частей. В первой части дается краткий исторический обзор возникновения и развития высшего образования в дореволюционной России, характеризуются состояние и методы подготовки научных кадров, показана роль и значение передовых прогрессивных ученых и выдающихся общественно-педагогических деятелей, оказавших огромное влияние на высшую школу, подготовку отечественных научных кадров и развитие русской и мировой науки.
Во второй части раскрыта руководящая роль Коммунистической партии и Советского государства в создании новой высшей школы и советской социалистической интеллигенции, показаны особенности развития высшего образования, возникновение и развитие новой системы подготовки научных кадров, освещаются важнейшие итоги строительства высшей школы и подготовки научных кадров в СССР за сорокалетний период социалистического строительства в нашей стране.

Отбросив “ведущую роль Коммунистической партии”, издание содержит интересную ретроспективу возникновения аспирантуры в молодой стране. Автор защитил в 1961 году диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук на тему “Высшее образование и подготовка научных кадров в СССР”. Это одна из первых диссертаций на тему подготовки научных кадров.

Галкин К.Т. Высшее образование и подготовка научных кадров в СССР.- Москва : Сов. наука, 1958.-176 с.

В следующей части напишу об изданиях, начиная с 1970-х годов.

© Минаков Л.М. © Все права защищены. Этот материал – авторская точка зрения. Дата публикации 16.03.2023

Ранее в саге: