Сага № 3 или как нужно читать ответы Минобрнауки России на обращения граждан

Одна моя коллега задала Миниобрнауки России вопрос «…просим разъяснить, имеет ли право гражданин, прошедший обучение в аспирантуре бесплатно (на бюджетной основе) по ранее действовавшему законодательству (до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”), но не имеющий диплома об окончании аспирантуры и диплома кандидата наук, повторно поступить на обучение в аспирантуру по действующему законодательству на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.».
Привожу ответ (выделено курсивом) Департамента нормативно-правового регулирования науки и образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации с моими комментариями.

“Департамент нормативно-правового регулирования науки и образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение и, в части своей компетенции, сообщает. В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) в Российской Федерации гарантируется на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Подтверждением получения высшего образования является документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию. В частности, наличие у лица высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации, осуществляемой по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), подтверждается дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) (пункт 5 части 7 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ).”

Здесь все понятно и соответствует реалиям, но и ранее, судя по ответу Минобрауки России, было также. А так ли это, читайте дальше.

“Аналогичные положения имелись и в ранее действовавшем законодательстве. В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ (далее – Закон), утратившего силу с 1 сентября 2013 г. в связи с принятием Федерального закона № 273-ФЗ, под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Подпунктом 6 пункта 5 статьи 27 Закона было установлено, что послевузовское профессиональное образование отнесено к образовательным уровням (образовательным цензам)

Привожу скриншот с сайта Консультант+ с формулировкой пункта 3 статьи 27 закона № 125-ФЗ в редакции от 13.01.1996 года, где черным по белому написано, что граждане, 1) завершившие послевузовское профессиональное образование, 2) защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности работа), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ – диплом кандидата наук и никакой другой и ни как иначе! Диплом кандидата наук не является документом о послевузовском профессиональном образовании, а подтверждает наличие у гражданина ученой степени!

Что означает завершившие послевузовское профессиональное образование? Согласно пункту 44 приказа Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27.03.1998 № 814 (далее Приказ № 814) аспирант за время обучения в аспирантуре обязан:
– полностью выполнить индивидуальный план;
– сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине;
– завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор) для получения соответствующего заключения.
Тезис о том, что главным критерием завершения послевузовского профессионального образования является завершение работы над диссертации подтверждается определением Конституционного суда от 06.06.2019 № 1503-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Стрельцова Владимира Викторовича на нарушение его конституционных прав частями 1 и 2 статьи 30 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”» в котором указано:
«…Согласно действовавшему в тот период Положению о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27 марта 1998 года N 814, основные обязанности аспиранта (адъюнкта) при освоении названной программы сводились к следующим: за время обучения полностью выполнить индивидуальный план, сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине, завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор) для получения соответствующего заключения (пункт 44), – а значит, успешное завершение обучения в аспирантуре (адъюнктуре) связывалось именно с фактом представления диссертации.».

“Согласно пункту 3 статьи 27 Закона гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ), утратившим силу с 1 сентября 2013 г. в связи с принятием Федерального закона № 273-ФЗ, должны были выдаваться соответствующие документы о послевузовском профессиональном образовании.”

Никакого документа об окончании аспирантуры законодательством об образовании не предусматривалось вплоть до 2001 года. По общему правилу, аспирантура должна оканчиваться защитой кандидатской диссертацией и никакие документы, кроме диплома кандидата наук не требовались. Аспиранты получали удостоверения о сданных кандидатских экзаменах по форме 2.2 и в случае успешного представления (“предзащиты”) на кафедре (на научном совете, отделе, лаборатории, секторе) получали заключение организации. Надо отметить, что большинство выпускников аспирантуры представляли диссертации за пределами срока обучения в аспирантуре и, следовательно, исходя из формулировок пункта 44 Приказа № 814 не могут считаться успешно завершившими обучение в аспирантуре.

“В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 125-ФЗ высшее учебное заведение, имевшее государственную аккредитацию, выдавало выпускникам документы государственного образца о соответствующем уровне образования, форма которого утверждалась федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.”.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 27 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (далее – Закон № 3266-1), образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об образовании и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В аспирантуре не было предусмотрено государственной (итоговой) аттестации, соответственно аспиранты не проходили государственную (итоговую) аттестацию и положения пункта 44 Приказа № 814 не могут быть приравнены к государственной (итоговой) аттестации. Поэтому приравнивать удостоверение об окончании аспирантуры к документу об образовании и/или о квалификации не правильно.

Все также нужно считать, что окончивший аспирантуру гражданин должен выполнить все условия пункта 44 Приказа № 814, а факт успешного завершения обучения в аспирантуре должен быть связан с фактом представления диссертации, кроме прочих фактов успешного завершения обучения в аспирантуре. Должен быть в наличии документ о представлении диссертации на кафедру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор).
Законом № 3266-1 статьей 33 обозначено право образовательной организации на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, которое возникает с момента их государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, а свидетельство о государственной аккредитации соответственно подтверждает государственный статус образовательной организации, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов (в последующих редакциях ФГОС), право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования.

Простыми словами, в свидетельстве о государственной аккредитации должен быть поименован уровень реализуемой образовательной программы аспирантуры в каком-то виде, но само право на государственную аккредитацию программ аспирантуры возникло в теоретическом виде в редакции Закона № 3266-1 от 12.11.2012 года с введением статьи 33.2, которой установлено, что государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) или федеральные государственные требования (ФГТ). В практическом виде пройти государственную аккредитацию стало возможным с момента вступления в силу с 16.12.2011 года приказа Минобрнауки РФ от 16.03.2011 № 1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре)».

“Образец государственного документа о послевузовском профессиональном образовании был утвержден приказом Минобразования России от 15 октября 1999 г. № 568 (зарегистрирован Минюстом России 7 февраля 2000 г., регистрационный № 2080), утратившим силу с 1 января 2014 года в связи с изданием приказа Минобрнауки России от l октября 2013 г. № 1100 (зарегистрирован Минюстом России 29 ноября 2013 г., регистрационный № 30505).”.

Приказ от 15.10.1999 № 568 «Об утверждении образца государственного документа о послевузовском профессиональном образовании» (далее – Приказ № 568), вступивший в силу 30.06.2001 года, которым введены образец документа государственного образца с наименованием «удостоверение», порядок выдачи, технические требования к изготовлению бланка, установил дату начала выдачи документа о послевузовском профессиональном образовании с 01.10.2002 года.
На скриншоте приведена справка системы Консультант+ о вступлении в силу этого приказа.

Что же получается? Форма удостоверения об окончании об окончании аспирантуры как документа государственного образца введена в оборот с 30.06.2001 года, а право выдачи возникает с 01.10.2002 года при условии получения государственной аккредитации образовательной организации (при условии выполнения гражданином условий завершения обучения в аспирантуре (абзац 2 Приложения № 2 к Приказу № 568 ссылается на пункт 44 Приказа № 814)), а право государственной аккредитации по программам аспирантуры возникает с 16.12.2011 (вступление в силу Приказа № 1365).

“Таким образом, под получившими образование в аспирантуре, адъюнктуре в период действия законодательства, предшествующего Федеральному закону № 273-ФЗ, с учетом содержания преамбулы Закона, понимаются лица, которые получили документ о послевузовском профессиональном образовании, образец которого утвержден вышеназванным приказом. Такие лица с учетом положений подпункта 6 части 1 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ приравниваются к лицам, имеющим высшее образование по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).“.

То есть не раньше 16.12.2011 года имелась теоретическая возможность получить удостоверение об окончании аспирантуры. Да, известны случаи выдачи удостоверения об окончании аспирантуры при наличии государственной аккредитации образовательной организации до изменения принципа аккредитации, когда государственная аккредитация стала осуществляться в отношении образовательных программ.

Но можно ли считать владельца такого документа окончившим аспирантуру в смысле выполнения условий, предусмотренных пунктом 44 Приказа № 814 и не имеющим права на обучение за счет средств бюджета на условиях, предусмотренных федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ? Вопрос дискуссионный. На месте образовательной организации я бы подумал крепко, стоит ли принимать в этом участие.


© Минаков Л.М. © Все права защищены. Этот материал – авторская точка зрения. Дата публикации 14.11.2020

Ранее в Саге