Сага № 15 или литературные памятники аспирантуры

Когда я начинал работать в отделе аспирантуры и докторантуры, университет приближался к большому юбилею, к 200-летию. История меня всегда интерисовала, а тут одна из задач – подобрать весь материал по истории аспирантуры. И если дореволюционные годы описаны хорошо, так как путь в преподавательское сословие лежал через подготовку и защиту пробной работы вместе чтением лекции, то есть неразрывно, то советские годы, особенно ранние, описывались весьма сухо и официально.

Вуз славился исторической подготовкой, хоть и был техническим, все таки колыбель транспортной и строительной науки, поэтому история отрасли и тем более вуза чтилась.
Большинство ассистентов, кто начинал работу в аудитории, педагогически не обучены. Для этих целей проводились семинары, пробные занятия, обмены опытом и чтение методических материалов, написанных опытными коллегами, чьи имена “высечены на мраморе”.

Так и сложился комплекс литературных памятников в моей коллекции. Большинство из этих изданий, передавалась от поколения к поколению, дарились и иногда выкидывались. Тут я их и получал.

Методические советы аспирантам подготовлены Константином Георгиевичем Протасовым, начальник и ректор (1951-1965), профессор, д-р техн. наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Рекомендации и советы не претендуют на полноту охвата всей суммы вопросов, с которыми встречается аспирант … и других задач, решение которых целиком зависит от творческих способностей самого аспиранта. Цель данных рекомендаций и советов скромнее. В них затрагивается лишь часть вопросов, являющихся … общими для всех аспирантов, и вопросов, относящихся к организационной стороне дела.

Советы изложены в семи главах: Общие положения, Выбор темы диссертации, Работа над диссертацией, Изложение диссертации, График и система работы аспиранта, Особенности работы с заочниками, Роль научного руководителя. Таким образом, охватывает весь спектр деятельности аспирантуры.

Следует читать обязательным наличие расписания встреч аспиранта с научным руководителем.

Протасов К. Г. Методические советы аспирантам.- Л.:ЛИИЖТ, 1966. - 42 с. (с дарственной надписью профессору А.П. Филину)

Вторым памятником можно считать рукопись беседы с аспирантами 8 февраля 1951 года “Как готовиться к научной и к педагогической работе?“, записанная и напечатанная неизвестными. Эту беседу провел профессор Александр Васильевич Ливеровский. История её появления такая. Идет рабочий день, мы сидим в одном кабинете. Вдруг открывается дверь, как бы сказали “с ноги”. Влетает дама (может быть его аспирантка), кидает на стол папку со словами: “-Вам это понадобится!”. И убегает. Понадобилось. Это рукопись – отличный образец “отцовской” заботы научного руководителя об аспирантах. Приведу несколько цитат.

С чего же нужно начать прохождение аспирантуры? Для успешного проведения всякого дела, как известно, прежде всего, должен быть составлен план. Следовательно, начать надо с составления учебного плана для каждого аспиранта.

Каждый аспирант должен иметь три тетради: 1/. Журнал, в котором он записывает ежедневно все виды своих занятий, а именно: 1. Лекции …. 14. Посещение музеев, выставок, театров, кино и т.д. 2/. Вторая тетрадь должна служить для конспектирования прочитанных книг и … статей, для аннотаций и для черновиков рефератов. 3/. Третья тетрадь для записи собственных мыслей автора….

Теперь я хочу высказать Вам несколько своих соображений о том, как нужно работать над диссертацией. Вы сами отлично понимаете, что подобных правил дать для этого невозможно. Все зависит от характера темы и характера аспиранта, т.е. степени его подготовки к научной работе и от выработанных приемов умственного труда.

Еще одна цитата, последняя: “Одним из условий успешной научной работы является душевное спокойствие”.

Еще один памятник, записанный в 1961 году аспирантом, Б.П. Божевольновым, у которого позже учился я, а потом и начинал работать на кафедре в одном кабинете, называется “Беседа с аспирантами на тему “Как работать над диссертацией на звание кандидата технических наук“. Беседу провел Степан Васильевич Амелин, д-р техн. наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Цель настоящих бесед – это не дать какой-то шаблонный рецепт как “написать” диссертацию, а дать полезные советы как работать над диссертацией.

Важнейшим условием выполнения диссертации является выбор наиболее уместной, наиболее производительной методики, которая бы способствовала правильному ходу выполнения работы с наименьшей затратой времени. Для этого рекомендуется завести так называемую “канцелярию” … которые приводили бы всю работу в систему.

Скорее всего, в каждом вузе были такие советы, беседы и рекомендации. И сегодня, они могут быть полезны с поправкой на технологии XXI века.

© Минаков Л.М. © Все права защищены. Этот материал – авторская точка зрения. Дата публикации 21.03.2023

Ранее в саге: