Сага № 5 или аспирантура вчера и сегодня (в аспекте компетентностного подхода)

Эта заметка вышла в виде статьи под названием “Аспирантура вчера и сегодня (в аспекте компетентностного подхода)”

Обращаясь к Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон 273-ФЗ), действующему в настоящее время, видно, что аспирантура является третьим уровнем высшего образования, а аспиранты – лицами, обучающимися в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров.
Ныне не действующий Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» (далее – Закон 125-ФЗ) устанавливал, что аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.
Разница в определениях существенна и выражена фразой «и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук». Закон 273-ФЗ не устанавливает обязанность подготовить диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук за время обучения, то есть аспирант посвящает все время своей подготовки на обучение, согласно установленному федеральному государственному стандарту (далее – ФГОС). Фактически аспирантура приобрела функцию подготовки специалиста, обладающего определенным набором компетенций. Всегда ли было так?
На первый взгляд может показаться что аспирантура, как институт подготовки специалиста высшей квалификации, влилась в поток массовой подготовки специалистов, что индивидуальность подготовки аспиранта исчезла в связи с «массовостью» программ подготовки научно-педагогических кадров.
Ретроспективное сравнение, приведенное ниже показало, что аспирантура, как программа подготовки всегда была обучающей, но не всегда давала возможность получить необходимые для нового вида деятельности компетенции.
В качестве рассматриваемого периода для сравнения выбран период начиная с 1988 года и по настоящее время.
Выбранный период объясняется разностью в подходах подготовки аспирантов с одной стороны, с другой – многочисленными изменениями законодательной базы. Более ранние периоды были стабильными с точки зрения законодательной базы в системе подготовки через аспирантуру.
В 1988 году в СССР начало действовать Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе непрерывного образования (далее – Положение 1988) [1]. Положение 1988 определяло аспирантуру как составную часть единой системы непрерывного образования и основную форму планомерной подготовки научно-педагогических и научных кадров.
Положением устанавливалась цель аспирантуры, заключенная в углублении теоретической, специальной и идеологической подготовки научно-педагогических и научных кадров, овладение научно-педагогическими и научными кадрами методами и средствами научных исследований, умением самостоятельно на высоком уровне вести научную, педагогическую и воспитательную работу.
Аспирант по результатам подготовки мог обладать определенными компетенциями для научной, педагогической и воспитательной работы. Эти компетенции образовывались в результате овладения профессиональными знаниями, приобретением навыков научно-исследовательской работы, развитием научного кругозора. Обязанности аспиранта согласно Положению 1988 приведены в гр. 1 табл. 1.

Регулирующий документ
Положение 1988
Положение 1995
Положение 1998
Библиографическая ссылка
Бюллетень Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР № 2, март, 1988.- с 1-13.
Положение о подготовке научного-педагогических и научных кадров в системе непрерывного образования // URL: http://docs.cntd.ru/document/9012455.
Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере послевузовского профессионального образования. ГАИ. Москва, 2001.
Наименование субъекта
Аспирант
Аспирант
Аспирант
Обязанности аспирантов
Полностью выполнить индивидуальный учебный план работы, овладеть методологией проведения научных исследований
Овладеть глубокими профессиональными знаниями, приобрести навыки самостоятельной НИР, овладеть методологией проведения научных исследований
Полностью выполнить индивидуальный план
Обязанности аспирантов
Сдать кандидатские экзамены по марксистско-ленинской философии, одному из иностранных языков и специальной дисциплине
Полностью выполнить индивидуальный учебный план, а так же сдать не менее одного-двух дополнительных экзаменов или зачетов по педагогике, психологии, экономики, применению вычислительной техники, математическому моделированию и др.
Сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине
Обязанности аспирантов
Изучить педагогику, психологию, экономику, овладеть методами применения вычислительной техники, математического моделирования и других дисциплин и сдать соответствующие экзамены по решению ученого совета с учетом профиля подготовки
Сдать кандидатские экзамены по философии, одному из иностранных языков и специальной дисциплине
Завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор) для получения соответствующего заключения
Обязанности аспирантов
Пройти педагогическую практику
Обязанности аспирантов
Активно участвовать в общественной жизни коллектива, в проведении массово-политической и воспитательной работы
Признак окончания аспирантуры и итоговый документ
Аспирант, успешно окончившим курс обучения в аспирантуре, присваивается квалификационное звание «исследователь» соответствующего профиля с вручением диплома установленного образца
Аспирантам, успешно окончившим курс обучения в аспирантуре и сдавшим кандидатские экзамены и не менее одного-двух экзаменов или зачетов по дополнительным дисциплинам присваивается квалификационное звание «исследователь» соответствующего профиля с вручением диплома установленного образца
Условием выдачи государственного документа о послевузовском профессиональном образовании «удостоверение» являлось выполнение пункта 44 приказа Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27.03.1998 № 814/
Подробнее о правомочности выдачи удостоверения
Утверждение формы документа об окончании аспирантуры
Приказ ГК СССР по НО от 17.10.1989 № 796, выдача дипломов начиная с 1990-1991 года
Приказ ГК СССР по НО от 17.10.1989 № 796, выдача дипломов начиная с 1990-1991 года
Приказ Минобразования России от 15.10.1999 № 568, выдача удостоверений с 01.10.2002
Присваиваемая квалификация или ученая степень
Исследователь соответствующего профиля
Исследователь соответствующего профиля
Без присвоения квалификации

Положение 1988 устанавливало общий учебный план подготовки аспиранта с делегированием Ученым советам образовательных организаций полномочий по его детальной проработке с учетом специфики подготовки аспирантов в конкретной организации. В развитие п. 28 Положения 1988, с 01.09.1988 года вводятся [2] утвержденные Государственным комитетом СССР по народному образованию «в целях повышения уровня теоретической и специальной подготовки» учебные планы и программы для аспирантов. Таким образом, можно считать началом реализации компетентностной подготовки аспиранта 1988 год.

Такой порядок подготовки действовал до сентября 1995 года. За эти годы произошли структурные преобразования как на уровне государства, так и на уровне отраслей экономики; изменились принципы образовательной деятельности с принятием в 1992 году Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон 3266-1), однако порядок подготовки аспирантов, установленный в 1988 году продолжал действовать с некоторыми изменениями в области преподавания общественных наук.
Постановлением Госкомвуза России от 31.05.1995 N 3 было утверждено и введено в действие с 01.09.1995 года Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в Российской Федерации (далее – Положение 1995) [3].

Положение 1995 определило аспирантуру как основную форму подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования с предоставлением гражданам возможности повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Т.е., аспирантура становится следующим этапом в образовании гражданина и используется как повышение имеющейся квалификации в научном и педагогическом плане. Обязанности аспиранта согласно Положению 1995 приведены в гр. 2 табл. 1.

Кроме того, Положением 1995 установлена возможность получения по желанию аспиранта дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», которая реализовывалась на основании Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» (далее – ГТ ПВШ)[4].

Однако только в 1997 году ГТ ПВШ были введены в действие и применялись для студентов магистратуры; для аспирантов – введены в действие приказом Министерства образования РФ от 24.01.2002 N 180 «О введении в действие государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации “Преподаватель высшей школы”».
В это время образовательная программа аспирантов была минимальной, если аспирант не проходил обучение по дополнительной программе «Преподаватель высшей школы». В состав программы входили дисциплины, направленные на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов по философии (позже «Истории и философии науки»), иностранному языку, специальной дисциплине в рамках научной специальности. Другие дисциплины вводились в образовательный процесс решениями вузов и научных организаций с учетом специфики и традиций подготовки аспиранта в конкретной организации и с учетом возможности получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы».

Среди перечисленных обязанностей появляется норма (п. 41) [5] о завершении работы над диссертацией и норма о предварительной экспертизе диссертации. Не трудно понять, что за три года подготовки, достаточно сложно (но несомненно возможно) получать образование (например, дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы») и работать над диссертацией. Поэтому выбирали, как правило, второе, как основную цель аспирантуры, при минимизации первого с учетом того, что наличие сданных кандидатских экзаменов было одной из необходимых составляющих в процессе защиты диссертации и таким образом образовательная программа заключалась в подготовке к сдаче и сдаче кандидатских экзаменов.

Принятым в 1996 году Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее – Закон 125-ФЗ) установлены понятия государственных образовательных стандартов послевузовского образования (далее – ГОС ППО) и образовательных программ послевузовского образования (ОП ППО).

С учетом (в том числе норм Закона 125-ФЗ) в 1998 году было утверждено и введено в действие с 01.09.1998 г. (фактически с 04.09.1998 г.) Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (далее – Положение 1998) [6], так называемый «814-й приказ», претерпевший 7 редакций и действующий с оговорками и поныне. Являясь аналогичным по структуре и отчасти по содержанию
положению 1995 года, учитывая нормы действующего на момент введения в действие законодательства, он был единственным нормативным актом, регулирующим подготовку аспирантов, однако и это Положение не содержало нормы о фундаменте для образовательной составляющей в виде ГОС ППО, как не содержало целей аспирантуры. Обязанности аспиранта согласно Положению 1998 приведены в гр. 3 табл. 1.

Как видно из обязанностей аспиранта, работа над диссертацией поставлена на первое место, ведь как известно для представления диссертационной работы к защите необходимо удостоверение о сданных кандидатских экзаменах, следовательно, упор в образовательной программе также делался на подготовку к сдаче и сдачу кандидатских экзаменов, как и во время действия Положения 1995.

Подводя итоги ретроспективы трех рассмотренных Положений (табл. 1) можно сделать вывод о том, что с каждым последующим Положением обязанности аспиранта сводились к сдаче кандидатских экзаменов (включая подготовку к ним), выполнению научно-исследовательской или диссертационной работы и завершению работы над диссертацией, что вполне закономерно приводило к минимизации образовательной составляющей и закреплению понимания аспирантуры как «формы подготовки к защите диссертации», что в общем-то соответствовало определению термина «аспирант» как лицо, «подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук».

Однако в 2000-х годах наблюдается возврат к компетентностному подходу в подготовке аспиранта. В 2000 году был утвержден макет ГОС ППО и макет примерного учебного плана подготовки аспиранта.
В соответствии с этим макетом были разработаны пилотные ГОС ППО по физико-математической, технической, экономической отраслям наук, наукам о Земле. Целями аспирантуры, исходя из макета и проекта ГОС ППО являлись углубленное изучение методологических и теоретических основ одной из отраслей наук; формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности; совершенствование знания иностранного языка, ориентированного на профессиональную деятельность.

При освоении программы аспирантуры в соответствии с указанным стандартом, аспирант приобретал бы соответствующие компетенции для ведения научно-исследовательской деятельности, а в случает освоения дополнительной программы «Преподаватель высшей школы», компетенции, дающие право вести преподавательскую деятельность.

Рассматриваемые ГОС ППО утверждены не были (так как не были установлены федеральные и региональные компоненты,предусмотренные Законом 3266-1, как и не были внесены изменения в Положение 1998 в части целеполагания аспирантуры и обязанностей аспирантов, установленные макетом ГОС ППО) и подготовка аспирантов, как было сказано раньше, сводилась к минимуму образовательной программы и к максимуму научно-исследовательской работы.

Начиная с сентября 2002 года реализация основных образовательных программ послевузовского профессионального образования в аспирантуре проводится в соответствии с Временными требованиями к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования по отраслям наук (далее – ВТ ППО), построенных на базе макета ГОС ППО по отраслям наук. При этом установлен срок [7] окончания реализации таких программ по 31.12.2005 г. Позднее, срок [8] окончания реализации был отменен. Таким образом, обучение аспирантов проводилось на основании ВТ ППО с 2002 по 2011 годы.

ВТ ППО являлись сочетанием подготовки к сдаче кандидатских экзаменов и получением дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», при этом, как установлено Положением 1998, освоение ГТ ПВШ происходило по желанию аспиранта, а такого желания зачастую не возникало в связи с установкой «диссертация и только диссертация!», отсутствие в Положении 1998 нормы о применении ВТ ППО в процессе обучения аспиранта также создавало правовую неопределенность с их ролью в процессе подготовки аспиранта.

Приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 N 1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре)» введены федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (далее – ФГТ).

ФГТ не предусматривали целей,обязанностей аспирантов, а устанавливали требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре, соотношение и объемы частей образовательной программы послевузовского профессионального образования, нормативный срок освоения программы. ФГТ не содержат элементов компетентностной подготовки аспиранта, однако они позволили аккредитовать программы аспирантуры.

В развитие нормы о высшем образовании, закрепленной в Законе 273-ФЗ, были разработаны и введены в действие (частично) с 01.09.2014 г. федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации) по направлениям подготовки (далее – ФГОС). ФГОС установил формы обучения, объем и структуру программы; области, объекты, виды профессиональной деятельности выпускника программы, компетенции, которыми должен обладать выпускник. Таким образом, аспирантура становиться полностью процессом обучения.

Несмотря на все усилия, предпринимаемые в сфере подготовки научно-педагогических кадров, должно пройти немало времени для становления аспирантуры как вида обучения в классическом понимании обучения и определения места выпускника аспирантуры как специалиста высшей квалификации.
Однозначно ясно, что программа аспирантуры сегодняшнего дня является ничем иным, как образовательной программой, построенной полностью по компетентностному принципу, т.е., спустя 28 лет осуществился возврат к принципам обучения, заложенным еще в 1988 году.

[1] Приказ Минвуза СССР N 637, Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР N 63 от 15.09.1987 “О подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе непрерывного образования” (вместе с “Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе непрерывного образования”). [Электронный ресурс]// URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=8122 (дата обращения 01.03.2016).

[2] Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 13.06.1988 N 135 «О введении в действие учебных планов и программ для аспирантов и соискателей высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, организаций»

[3] Постановление Госкомвуза РФ от 31.05.1995 N 3 «Об утверждении Положения о подготовке научно – педагогических и научных кадров в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.06.1995 N 892). [Электронный ресурс]// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7426/ (дата обращения 01.03.2016).

[4] Приказ Минобразования России от 24.01.2002 г. N 180 «О введении в действие Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации “Преподаватель высшей школы”. [Электронный ресурс]//URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/180.html (дата обращения 01.03.2016)

[5] Постановление Госкомвуза РФ от 31.05.1995 N 3 «Об утверждении Положения о подготовке научно – педагогических и научных кадров в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.06.1995 N 892). [Электронный ресурс]// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7426/ (дата обращения 01.03.2016).

[6] Приказ Минобразования РФ от 27.03.1998 N 814 (с изм. от 01.09.1999) «Об утверждении Положения о подготовке научно – педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.08.1998 N 1582). [Электронный ресурс]// URL: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_751/doc751a155x441.htm (дата обращения 01.03.2016).

[7] Приказ Минобразования РФ от 21.02.2002 N 535 «О реализации основных образовательных программ подготовки аспирантов (адъюнктов) на период 01.09.2002 – 31.12.2005». [Электронный ресурс]// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35616/ (дата обращения 01.03.2016).

[8] Приказ Минобрнауки РФ от 05.07.2005 N 189 «Об обеспечении единства образовательного пространства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования» [Электронный ресурс]// URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=54624#04628356149489945 (дата обращения 01.03.2016).

© Минаков Л.М. © Все права защищены. Этот материал – авторская точка зрения. Весь иллюстративный материал взят из открытых источников. Дата написания: 01.03.2020. Цитирование: Минаков Л.М. Аспирантура вчера и сегодня (в аспекте компетентностного подхода) // Научно-образовательная сессия к 85-летию Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). III Московский юридический форум: сборник статей и тезисов. – Москва: Проспект, 2016. – 384 с.

Ранее в Саге